Cветодизайн и освещение торговых помещений

Свет в торговых центрах и магазинах несет не только эстетическую нагрузку, подчеркивая архитектурные и дизайнерские решения, но и выполняет сугубо утилитарную функцию: свет продает. Именно это его важнейшее свойство необходимо учитывать при проектировании освещения торговых пространств.

Существует множество аспектов «участия» света в процессе презентации продукции и мотивации покупателей. Свет может определять корпоративный стиль, индивидуальность торговой марки и обеспечивать высокую ее узнаваемость. Оформление фасада и витрин магазина - инструмент, с помощью которого можно заявить о себе, пригласить в магазин, и еще до того, как покупатель зайдет внутрь, начать с ним диалог о покупке.

В темное время суток, когда восприятие зависит от искусственного освещения, важнейшим инструментом конкурентной борьбы за покупателя становятся эффективные приемы архитектурной подсветки фасадов и светового оформления витрин магазина. Чем ярче освещен магазин, тем заметнее он становится на фоне других.

Принято выделять три типа освещения торговых помещений:

  • Общее освещение - призвано обеспечить однородную световую среду, определяет визуальное пространство, помогая ориентироваться в нем.
  • Акцентирующая подсветка - обеспечивает эффектное освещение товара, представляя его в наиболее выгодном свете. Посредством разных уровней яркости, контрастов и теней акцентирующее освещение высвечивает одни зоны и приглушает другие, заставляя взгляд покупателя двигаться в определенном направлении, останавливая его и приглашая к покупке презентованного товара.
  • Декоративный свет, создавая располагающую атмосферу, усиливает эффект акцентирующей подсветки и является дополнительным ресурсом для привлечения внимания покупателей и стимулирования покупок.

Существуют правила освещения некоторых типов товара, без которых правильная презентация невозможна. Например, для освещения меховых изделий требуется комбинация металлогалогенного и галогенного света – она делает мех ярким и искристым. Для подсветки ювелирных изделий, чтобы заставить «играть» драгоценные камни, лучше использовать точечные источники света - миниатюрные светодиодные светильники.

Перед началом работ по проектированию освещения торгового пространства необходимо правильно составить техническое задание - с учетом концепции магазина и корпоративного стандарта (если таковой существует). Учитывается информация об отделочных материалах и цвете стен и потолков, размещении торгового оборудования, определяются требования к качеству света, соответствующего типу ассортимента магазина. При подборе оборудования и осуществлении светотехнических расчетов в некоторых случаях требуется 3D-моделирование (визуализация) светового решения. После утверждения проекта и спецификации оборудования происходит согласование светотехнического проекта с другими проектами инженерных систем, выполняется поставка оборудования, его монтаж и пусконаладка.